No Widgets found in the Sidebar

Петергофское шоссе, изначально «Петергофская першпектива».

 В 2010 году исполнилось 300 лет со дня основания знаменитой  Петергофской дороги, которая была заложена в 1710 году по указу Петра I как дорога стратегического значения  для передвижения в Кронштадт и для связи строящейся столицы с парадными летними приморскими дворцами императора.

Трамвайная остановка 20 года

Петергофскую першпективу прокладывали в первые де­сятилетия XVIII века. Она начиналась от реки Фон­танки, близ финской деревни Каллина, от которой и по­лучил название Калинкин мост. Дорога имела важное значение для развития города, формирования парадного въезда в Петербург с юго-запада. Руководил строитель­ством дороги инженер-генерал Федор Бауэр. Он полу­чил указ построить ее «таково, штоб ею с приятностью довольствоваться было можно». И она действительно стала образцовой для своего времени. Хорошо укатан­ная гравием, широкая, безухабная, она доставляла удо­вольствие путешествующим.

За сохранностью и благоустройством дороги Петр I приказал следить самым тщательным образом. В 1716 году он писал: «Зело прошу, дабы прилежно под­сматривать над петергофскою дорогой».

Такое пристальное внимание Петра к першпективе было связано со строительством Кронштадта. Доби­раться к нему весной и осенью по Финскому заливу было опасно, поэтому из Петербурга по дороге посуху ехали до Петергофа или до Ораниенбаума, а отсюда на судах — в Кронштадт.

Петергофская дорога была необычайно красива. Она напоминала, судя по отзывам современников, «прелест­ный переезд от Парижа до Версаля». Путешествовав­ший по ней англичанин Вильмот оставил такую запись: «Вас поражают удивлением великолепные дворцы, воз­вышающиеся по обеим сторонам дороги, окруженные рощами и украшенные роскошными цветниками и лу­жайками. Широкая и отличная дорога постоянно кишит всякого рода экипажами». По ней вереницей катились украшенные гербами кареты с ливрейными лакеями на запятках. Породистые лошади в роскошной сбруе, за­пряженные цугом, управлялись борейторами.

1870 год

 В вышедшей в 1817 году книге Павла Свиньина «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестно­стей» о красоте дороги говорится так: «Будучи усеяна прелестными и великолепными загородными домами… украшенная со всех сторон огромными и разнообраз­ными садами или пространными лугами или водопада­ми,— иногда представляя взорам вдали синеющееся мо­ре— она весьма занимает путешественника… одна мысль, что сии сады, луга и водопады устроены на ме­сте бесплодных и непроходимых болот, придает им оча­рование».

Царское требование «подсматривать над дорогою» строго соблюдалось и после смерти Петра I. В августе 1739 года последовал правительственный указ «О вер­стовых столбах от Санкт-Петербурга до Петергофа». Сначала установили деревянные столбы, а позднее, в 80-х годах, их стали заменять мраморными обелисками, изготовлявшимися по проекту Антонио Ринальди. По всей дороге поставили 26 столбов. Большинство из них в настоящее время утрачено. Один из сохранившихся находится на проспекте Стачек, недалеко от входа в сад имени 9 Января. На нем выбита цифра «6» — число верст от почтамта.

В 1754 году дорогу замостили камнем-брусчаткой, а в 1770-х годах стали обсаживать березками, укреп­лять дерном.

Движение по першпективе было весьма оживленным. Оно особенно усилилось после того, как в 1770 году ор­ганизовали пассажирское движение на колясках. Коля­ски в Петергоф отправлялись от почтамта ежедневно с 8 часов утра. Поездка занимала 3 часа, место в эки­паже до Петергофа по тем временам стоило очень до­рого— 85 копеек.

В 1740-х годах стала застраиваться Нарвская часть столицы. Район складывался как аристократический дачный, чему, конечно, способствовала Петергофская дорога, связывавшая город с царской резиденцией в Петергофе.

 К концу XVIII века Петергофская дорога была по­чти сплошь застроена усадьбами и загородными дача­ми, их было более 200. Многие из них сооружались по проектам выдающихся архитекторов.

Одна из первых построек Петергофской першпекти-вы — Екатерингофский дворец. Его история связана с первой морской победой русских войск в Северной вой­не со шведами. Весной 1703 года русские войска осаж­дали шведскую крепость Ниеншанц. 1 мая того же года она капитулировала. На следующий день на море появи­лась шведская эскадра, состоявшая из 9 судов, под ко­мандованием адмирала Нуммерса. О своем прибытии шведский адмирал, не зная о судьбе Ниеншанца, изве­стил его гарнизон двумя пушечными выстрелами. Что­бы обмануть шведов, генерал-фельдмаршал Шереметев приказал ответить также двумя выстрелами и повторять этот сигнал ежедневно утром и вечером. Шведы подда­лись обману и спокойно оставались на море, а 6 мая два их судна — десятипушечный галиот «Геда» и вось-мипушечная шнява «Астрильд» — вышли в устье Невы, намереваясь идти к Ниеншанцу. Получив об этом со­общение, Петр («капитан от бомбардиров») и поручик Александр Меншиков с матросами на 30 лодках под по­кровом темной дождливой ночи совершили смелое на­падение на шведскую эскадру и одержали блестящую победу. В честь этого события выбили медаль «Небы-ваемое бывает». Петр и Меншиков были удостоены ор­дена Андрея Первозванного.

 В ознаменование этого события недалеко от того ме­ста, где была одержана победа над шведской эскадрой, Петр решил заложить дворец с парком. Строительство началось в 1711 году.

Дворец был деревянным, одноэтажным, прямоуголь­ным, его фасады декорированы пилястрами, а на глав­ном фасаде, обращенном к дороге, была устроена от­крытая терраса с лестницей, ведущей в разбитый перед дворцом цветник. Его окружали решетки, обвитые рас­тительностью, которые завершались двумя ажурными беседками. Они образовывали как бы въездные ворота. За дворцом находился парк с прорезавшим его кана­лом, а около залива — роща с двумя четырехугольными прудами, выложенными булыжником и окруженными земляными валами. Здесь же располагался небольшой зверинец.

Дворец Петр подарил своей жене Екатерине. (Двор Екатерины, по-немецки — Екатерингоф.) Его парк был не только местом для гуляний. Вблизи дворца разме­стились сравнительно крупные для своего времени предприятия. В 1716—1717 годах в Екатерингофе осно­вали шпалерную (гобеленовую) мануфактуру — впослед­ствии, в начале 30-х годов, ее перевели в бывший дом графа Апраксина на улице, получившей в связи с этим название Шпалерной (ныне улица Воинова). В Екате­рингофе действовали также крупяная и масляничная мельницы, завод по выработке пудры. На Коломянковой мануфактуре в 1724 году работало 148 человек.

После смерти Петра 1 сад в Екатерингофе и сам дворец пришли в запустение.

http://pandia.org/text/77/191/18176.php

 ПЕТЕРГОФСКАЯ ДОРОГА (Петергофская першпектива), назв. в 18 в. части Нарвской дороги на отрезке от СПб. до Петергофа, проходившей вдоль юж. берега Финского зал. (ныне трасса Старо-Петергофского проспекта, Стачек проспекта и Петергофского ш.). Вскоре после основания СПб. царь Петр I раздал участки вдоль П. д. своим приближенным и на них началось стр-во «увеселит. дач». В 1700-10-х гг. возникли приморские усадьбы Екатерингоф, Анненгоф, Елизаветгоф, Стрельна и др., принадлежавшие Петру I и членам его семьи, а также усадьбы «Фаворит», «Монкураж» и Ораниенбаум, пожалованные А. Д. Меншикову. Всего в 1-й четв. 18 в. по П. д. было распределено 86 мест (их владельцы неоднократно менялись). В 18 в. вдоль П. д. возник ряд усадебных ансамблей. Среди них — дача адмирала Ф. М. Апраксина, перешедшая в 1728 к адмиралу П. И. Сиверсу (1750-е гг., арх. Ф. Растрелли, перестроена; ныне просп. Стачек, 158). В 1740 в казну перешел находившийся между Петергофом и Ораниенбаумом участок, принадлежавший Феофану (Прокоповичу), на его терр. сооружена Собств. дача вел. княгини Елизаветы Петровны. В 1770-х гг. Собств. дача перестроена (арх. Ю. М. Фельтен), в сер. 19 в. полностью реконструирована (арх. А. И. Штакеншнейдер; ныне Собственный просп., 84). К З. от Собств. дачи располагалась усадьба графа П. А. Румянцева (см. Сергиевка). Во 2-й пол. 18 в. в р-не Ораниенбаума были построены дача «Сан-Суси» (1761, арх. П. Патон, не сохр.) и Бронная дача имп. Екатерины II (1760-е гг., арх. А. Ф. Кокоринов, не сохр.). На головном участке дороги сохранились фрагменты дач и усадеб Строгановых (Старо-Петергофский просп., 20), Е. Р. Дашковой («Кирьяново», просп. Стачек, 45), Р. И. Воронцова (см. Воронцовы; просп. Стачек, 186), И. Г. Чернышева («Александрино», просп. Стачек, 226), Шереметевых (Ульянка с парком дачи Я. А. Брюса, между Дачным просп. и ул. Лени Голикова), парки дач Э. Е. Эбсворта, Р. Р. Чидсона, Н. Ю. Трубецкого, А. В. Макарова, Виельгорских (Павлино), Ю. Ф. фон Моллер, П. М. Толстого (все — на левой стороне Петергофского ш.). В сер. 19 в. на П. д. в окрестностях Петергофа сооружены великокняжеские резиденции Знаменка, Михайловка и ряд др.

Лит.: Столпянский П. Н. Петергофская першпектива: Ист. очерк. СПб., 1923; Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: Ораниенбаумский ист.-ландшафтный комплекс. СПб., 2001; Его же. Петергофская дорога: Ист.-архит. путеводитель. СПб., 2002; Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 2002.

О. А. Чеканова, Ю. М. Пирютко 

В начале 20 века вдоль Петергофской дороги была проложена железнодорожная линия «Ораниенбаумская электрическая линия» или «Оранэла», которая являлась прообразом пригородных поездов. Первый участок Автово-Стрельна был заложен в 1912 году.

… Во время войны пути от Стрельны до города были разрушены. В 1963 году линия была восстановлена, и с тех пор по ней проходит трамвайный маршрут №36. Сейчас это единственная трамвайная линия, ведущая за город.

В сентябре 1941 года фашисты вышли на эти трамвайные рельсы в районе Петергофского шоссе, мирные жители еще не знали об их прорыве. Вагоновожатый стрельнинского трамвая повел его на группу шедших навстречу фашистов, в ответ на что они открыли огонь и расстреляли всех пассажиров, искорежив вагон. Есть другая версия этой истории — фашисты на трамвайной остановке попросили пассажиров выйти и захватили уже пустой вагон. Хочется верить во вторую версию, но война редко бывает так милосердна…

http://nanorepka.livejournal.com/13078.html

Некоторые фотографии сделаны напротив самой Балтийской жемчужины и завода Пишущих Машин «ПишМаш», в будующем ЛЭМЗ (Ленинградский Электро Механический Завод).

Более подробно на сайте https://pastvu.com/

Обратите внимание на то, что некоторые подбитые танки, стоят напротив домов номера 45 и 55 по Петергофскому шоссе.