Петергофское шоссе, изначально «Петергофская першпектива».
В 2010 году исполнилось 300 лет со дня основания знаменитой Петергофской дороги, которая была заложена в 1710 году по указу Петра I как дорога стратегического значения для передвижения в Кронштадт и для связи строящейся столицы с парадными летними приморскими дворцами императора.
Петергофскую першпективу прокладывали в первые десятилетия XVIII века. Она начиналась от реки Фонтанки, близ финской деревни Каллина, от которой и получил название Калинкин мост. Дорога имела важное значение для развития города, формирования парадного въезда в Петербург с юго-запада. Руководил строительством дороги инженер-генерал Федор Бауэр. Он получил указ построить ее «таково, штоб ею с приятностью довольствоваться было можно». И она действительно стала образцовой для своего времени. Хорошо укатанная гравием, широкая, безухабная, она доставляла удовольствие путешествующим.
За сохранностью и благоустройством дороги Петр I приказал следить самым тщательным образом. В 1716 году он писал: «Зело прошу, дабы прилежно подсматривать над петергофскою дорогой».
Такое пристальное внимание Петра к першпективе было связано со строительством Кронштадта. Добираться к нему весной и осенью по Финскому заливу было опасно, поэтому из Петербурга по дороге посуху ехали до Петергофа или до Ораниенбаума, а отсюда на судах — в Кронштадт.
Петергофская дорога была необычайно красива. Она напоминала, судя по отзывам современников, «прелестный переезд от Парижа до Версаля». Путешествовавший по ней англичанин Вильмот оставил такую запись: «Вас поражают удивлением великолепные дворцы, возвышающиеся по обеим сторонам дороги, окруженные рощами и украшенные роскошными цветниками и лужайками. Широкая и отличная дорога постоянно кишит всякого рода экипажами». По ней вереницей катились украшенные гербами кареты с ливрейными лакеями на запятках. Породистые лошади в роскошной сбруе, запряженные цугом, управлялись борейторами.
В вышедшей в 1817 году книге Павла Свиньина «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» о красоте дороги говорится так: «Будучи усеяна прелестными и великолепными загородными домами… украшенная со всех сторон огромными и разнообразными садами или пространными лугами или водопадами,— иногда представляя взорам вдали синеющееся море— она весьма занимает путешественника… одна мысль, что сии сады, луга и водопады устроены на месте бесплодных и непроходимых болот, придает им очарование».
Царское требование «подсматривать над дорогою» строго соблюдалось и после смерти Петра I. В августе 1739 года последовал правительственный указ «О верстовых столбах от Санкт-Петербурга до Петергофа». Сначала установили деревянные столбы, а позднее, в 80-х годах, их стали заменять мраморными обелисками, изготовлявшимися по проекту Антонио Ринальди. По всей дороге поставили 26 столбов. Большинство из них в настоящее время утрачено. Один из сохранившихся находится на проспекте Стачек, недалеко от входа в сад имени 9 Января. На нем выбита цифра «6» — число верст от почтамта.
В 1754 году дорогу замостили камнем-брусчаткой, а в 1770-х годах стали обсаживать березками, укреплять дерном.
Движение по першпективе было весьма оживленным. Оно особенно усилилось после того, как в 1770 году организовали пассажирское движение на колясках. Коляски в Петергоф отправлялись от почтамта ежедневно с 8 часов утра. Поездка занимала 3 часа, место в экипаже до Петергофа по тем временам стоило очень дорого— 85 копеек.
В 1740-х годах стала застраиваться Нарвская часть столицы. Район складывался как аристократический дачный, чему, конечно, способствовала Петергофская дорога, связывавшая город с царской резиденцией в Петергофе.
К концу XVIII века Петергофская дорога была почти сплошь застроена усадьбами и загородными дачами, их было более 200. Многие из них сооружались по проектам выдающихся архитекторов.
Одна из первых построек Петергофской першпекти-вы — Екатерингофский дворец. Его история связана с первой морской победой русских войск в Северной войне со шведами. Весной 1703 года русские войска осаждали шведскую крепость Ниеншанц. 1 мая того же года она капитулировала. На следующий день на море появилась шведская эскадра, состоявшая из 9 судов, под командованием адмирала Нуммерса. О своем прибытии шведский адмирал, не зная о судьбе Ниеншанца, известил его гарнизон двумя пушечными выстрелами. Чтобы обмануть шведов, генерал-фельдмаршал Шереметев приказал ответить также двумя выстрелами и повторять этот сигнал ежедневно утром и вечером. Шведы поддались обману и спокойно оставались на море, а 6 мая два их судна — десятипушечный галиот «Геда» и вось-мипушечная шнява «Астрильд» — вышли в устье Невы, намереваясь идти к Ниеншанцу. Получив об этом сообщение, Петр («капитан от бомбардиров») и поручик Александр Меншиков с матросами на 30 лодках под покровом темной дождливой ночи совершили смелое нападение на шведскую эскадру и одержали блестящую победу. В честь этого события выбили медаль «Небы-ваемое бывает». Петр и Меншиков были удостоены ордена Андрея Первозванного.
В ознаменование этого события недалеко от того места, где была одержана победа над шведской эскадрой, Петр решил заложить дворец с парком. Строительство началось в 1711 году.
Дворец был деревянным, одноэтажным, прямоугольным, его фасады декорированы пилястрами, а на главном фасаде, обращенном к дороге, была устроена открытая терраса с лестницей, ведущей в разбитый перед дворцом цветник. Его окружали решетки, обвитые растительностью, которые завершались двумя ажурными беседками. Они образовывали как бы въездные ворота. За дворцом находился парк с прорезавшим его каналом, а около залива — роща с двумя четырехугольными прудами, выложенными булыжником и окруженными земляными валами. Здесь же располагался небольшой зверинец.
Дворец Петр подарил своей жене Екатерине. (Двор Екатерины, по-немецки — Екатерингоф.) Его парк был не только местом для гуляний. Вблизи дворца разместились сравнительно крупные для своего времени предприятия. В 1716—1717 годах в Екатерингофе основали шпалерную (гобеленовую) мануфактуру — впоследствии, в начале 30-х годов, ее перевели в бывший дом графа Апраксина на улице, получившей в связи с этим название Шпалерной (ныне улица Воинова). В Екатерингофе действовали также крупяная и масляничная мельницы, завод по выработке пудры. На Коломянковой мануфактуре в 1724 году работало 148 человек.
После смерти Петра 1 сад в Екатерингофе и сам дворец пришли в запустение.
http://pandia.org/text/77/191/18176.php
ПЕТЕРГОФСКАЯ ДОРОГА (Петергофская першпектива), назв. в 18 в. части Нарвской дороги на отрезке от СПб. до Петергофа, проходившей вдоль юж. берега Финского зал. (ныне трасса Старо-Петергофского проспекта, Стачек проспекта и Петергофского ш.). Вскоре после основания СПб. царь Петр I раздал участки вдоль П. д. своим приближенным и на них началось стр-во «увеселит. дач». В 1700-10-х гг. возникли приморские усадьбы Екатерингоф, Анненгоф, Елизаветгоф, Стрельна и др., принадлежавшие Петру I и членам его семьи, а также усадьбы «Фаворит», «Монкураж» и Ораниенбаум, пожалованные А. Д. Меншикову. Всего в 1-й четв. 18 в. по П. д. было распределено 86 мест (их владельцы неоднократно менялись). В 18 в. вдоль П. д. возник ряд усадебных ансамблей. Среди них — дача адмирала Ф. М. Апраксина, перешедшая в 1728 к адмиралу П. И. Сиверсу (1750-е гг., арх. Ф. Растрелли, перестроена; ныне просп. Стачек, 158). В 1740 в казну перешел находившийся между Петергофом и Ораниенбаумом участок, принадлежавший Феофану (Прокоповичу), на его терр. сооружена Собств. дача вел. княгини Елизаветы Петровны. В 1770-х гг. Собств. дача перестроена (арх. Ю. М. Фельтен), в сер. 19 в. полностью реконструирована (арх. А. И. Штакеншнейдер; ныне Собственный просп., 84). К З. от Собств. дачи располагалась усадьба графа П. А. Румянцева (см. Сергиевка). Во 2-й пол. 18 в. в р-не Ораниенбаума были построены дача «Сан-Суси» (1761, арх. П. Патон, не сохр.) и Бронная дача имп. Екатерины II (1760-е гг., арх. А. Ф. Кокоринов, не сохр.). На головном участке дороги сохранились фрагменты дач и усадеб Строгановых (Старо-Петергофский просп., 20), Е. Р. Дашковой («Кирьяново», просп. Стачек, 45), Р. И. Воронцова (см. Воронцовы; просп. Стачек, 186), И. Г. Чернышева («Александрино», просп. Стачек, 226), Шереметевых (Ульянка с парком дачи Я. А. Брюса, между Дачным просп. и ул. Лени Голикова), парки дач Э. Е. Эбсворта, Р. Р. Чидсона, Н. Ю. Трубецкого, А. В. Макарова, Виельгорских (Павлино), Ю. Ф. фон Моллер, П. М. Толстого (все — на левой стороне Петергофского ш.). В сер. 19 в. на П. д. в окрестностях Петергофа сооружены великокняжеские резиденции Знаменка, Михайловка и ряд др.
Лит.: Столпянский П. Н. Петергофская першпектива: Ист. очерк. СПб., 1923; Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: Ораниенбаумский ист.-ландшафтный комплекс. СПб., 2001; Его же. Петергофская дорога: Ист.-архит. путеводитель. СПб., 2002; Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 2002.
О. А. Чеканова, Ю. М. Пирютко
В начале 20 века вдоль Петергофской дороги была проложена железнодорожная линия «Ораниенбаумская электрическая линия» или «Оранэла», которая являлась прообразом пригородных поездов. Первый участок Автово-Стрельна был заложен в 1912 году.
… Во время войны пути от Стрельны до города были разрушены. В 1963 году линия была восстановлена, и с тех пор по ней проходит трамвайный маршрут №36. Сейчас это единственная трамвайная линия, ведущая за город.
В сентябре 1941 года фашисты вышли на эти трамвайные рельсы в районе Петергофского шоссе, мирные жители еще не знали об их прорыве. Вагоновожатый стрельнинского трамвая повел его на группу шедших навстречу фашистов, в ответ на что они открыли огонь и расстреляли всех пассажиров, искорежив вагон. Есть другая версия этой истории — фашисты на трамвайной остановке попросили пассажиров выйти и захватили уже пустой вагон. Хочется верить во вторую версию, но война редко бывает так милосердна…
http://nanorepka.livejournal.com/13078.html
Некоторые фотографии сделаны напротив самой Балтийской жемчужины и завода Пишущих Машин «ПишМаш», в будующем ЛЭМЗ (Ленинградский Электро Механический Завод).
Более подробно на сайте https://pastvu.com/
Обратите внимание на то, что некоторые подбитые танки, стоят напротив домов номера 45 и 55 по Петергофскому шоссе.